Научный семинар: «Духовные искания Абая в контексте проекта Рухани жангыру»

 

Семинар посвящен 175-летию со дня рождения Абая.

В качестве предмета обсуждения было выбрано три направления проекта «Рухани жангыру»:  1. Сохранение национальной идентичности. 2. Культ знания; 3. Открытость сознания.

С докладом выступили доцент кафедры Асия Мамырбекова и преподаватель Арайлым Абдибек.

В начале семинара в дискуссионной  форме были обсуждены  методологические подходы к исследованию духовного наследия Абая.

Были рассмотрены и обсуждены следующие подходы: лингвистический,  компаративистский, диалектический, постмодернистский, контрадикторный.

 

Особый интерес был проявлен к значимости и эффективности диалектического и постмодернистского подходов. 

Было установлено, что постмодернизм, устраняя преемственность и абсолютизируя индивидуализм, создает плюрализм и хаос в современной интерпретации творческого наследия мыслителей прошлого это относится и к творчеству Абая.

Диалектический подход предполагает двоякое рассмотрение исторического облика Абая. Во-первых, Абай рассматривается как гениальный мыслитель и гуманист мировой величины. Во-вторых, как выразитель (носитель)  национально-культурного кода казахов.

В процессе обсуждения на семинаре была признанно правомерной позиция тех ученных, которые считают, что для истинного понимания творческого наследие мыслителя необходимо погрузится в социокультурную атмосферу той эпохи (времени) в который он жил, и установить преемственную, логическую связь с современность.  

  В своем выступление АсияМамырбекова отметила, что допустимо двоякое понимание судьбы Абая: 1-ое, Абай как человек со своим внутренним (субъективным) миром, где переплетаются радость и трагедий, уныние и оптимизм, сила мысли и слабость чувственных переживаний человека. 

2-ое, Абай      как мыслитель, как поэт, как философ, как нравственный учитель, где формируется его философское кредо (вера, убеждения, принципы). «Адам Бол!» - нравственный императив Абая, основной постулат его «философии надежды».    

АрайлымАбдибек отметила, когда Абай мысленно конструирует образ человека будущего «подлинного», «совершенного», «истинного» он применяет контрадикторный подход (дихотомия положительного и отрицательного, пороков и добродетелей). Чтобы подчеркнуть и мобилизовать духовное сила человека в направлений добродетельного выбора необходимо избавляться от всех негативных качеств или пороков. (Пять добродетелей и пять пороков он называет..) 

Абай не абсолютизует не то не другое (низкий, невежественный, ленивый;  и добродетелей: справедливость и т.д.) Человек соткан из противоречий и для Абая главное это «золотая середина», чувства меры; как у Сократа, как у Конфуций и др.

В прениях и дискуссиях приняли участие преподаватели кафедры «философии». В целом семинар прошел интересно были затронуты актуальные проблемы современного исследования духовных исканий Абая. Были высказаны креативные идеи, раскрывающие философский и нравственный смысл «Слов назидания» Абая. 

В заключение семинара было отмечено, что социокультурные проекты Н.Назарбаева являются логическим продолжением и развертыванием духовных замыслов Абая. Абай всегда современен.