Подготовке педагогических кадров к формированию экологической культуры

25–26 сентября 2018 г. на базе Российской Академии образования (РАО, г. Москва) состоялся   Пленум Научного совета Института стратегии развития образования на тему «Проблемы подготовки педагогических кадров к формированию экологической культуры как результата экологического образования и просвещения».

На Пленуме обсуждались следующие направления работы:

- модели концепций общего экологического образования и подготовки педагогических кадров к формированию экологической культуры;

- состояние подготовки педагогов к предметному и интегрированному варианту реализации экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР);

- направления развития инновационного опыта подготовки педагогов к формированию экологической культуры;

- проблемы понятийно-терминологического аппарата ЭОУР в основном и дополнительном профессионально-педагогическом образовании.

На Пленуме было представлено более 20 ключевых докладов ведущих ученых РАО, МГУ имени М.Н. Ломоносова, РАНХ и ГС, МПГУ, РУДН, Тверского государственного университета, Кемеровского государственного университета, а также из других учебных заведений  Челябинска, Рязани, Улан-Уде, Фонда имени  В.И. Вернадского, проведены круглые столы, пленарные дискуссии,  мастер-классы.  Концептульные  идеи о подготовке педагогических кадров к формированию экологической культуры были изложены  в докладах известных ученых и практиков в области экологии и экологического образования председатель Научного совета, академик РАО А. Н. Захлебный, члены Совета С.Н. Глазачев, Е.Н. Дзятковская, Ю.Н. Саямов, Н.В. Скалон, Л.Н. Халудорова, Т.В. Авгуеманова и др.

Вопросами бурного обсуждения явились  сложившаяся практика  формирования экологической культуры молодёжи, проблема осмысления в образовательной среде целей и смыслов экологического образования в контексте международных обязательств в условиях перехода к экологически устойчивому развитию на период до 2030 года. Также обсуждения касались модели концепций подготовки педагогических кадров к формированию экологической культуры, состояние готовности педагогов к реализации экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР): нормативно-правовое поле, практика, формы обучения и др.

Из Евразийского национального университета им. Л.Н Гумилева на данном Пленуме  участвовала профессор кафедры социальной педагогики и самопознания, д.п.н Г.К. Длимбетова. Ее выступление касалось  темы «Решение противоречий развития экологизации образования, экологического мышления и духовного сознания молодежи”. Содержание выступления включали основные направления работы Пленума и научного проекта «Экологизация вузовской системы образования как инновационный путь модернизации духовного сознания студентов». В докладе прозвучала ключевая идея названного проекта – состояние экологизации образования в реальной практике Республики Казахстан, систематизация понятий «экологизация образования» и «экологическое образование», концептуальные положения взаимосвязи экологического образования и духовного сознания во всех аспектах образования, создание психолого-педагогических условий для активизации молодежи в экологическом волонтерстве. 

Пленум предоставил возможность ученым обменяться результатами исследований в области эколого-педагогического образования как в школьной, так и вузовской системе образования и наметить дальнейшие перспективы в решении актуальных проблем в этой области.